СМИ и люди с ограниченными возможностями. Разговор начистоту

Образование и трудоустройство, психологическая и юридическая поддержка, доступная среда и социальная интеграция - проблемы людей с ограниченными возможностями обсудили в рамках пресс-клуба в Тирасполе. В мероприятии приняли участие консультанты Управления верховного комиссара ООН по правам человека, журналисты, представители общественных организаций и люди с ограниченными возможностями.

Александр Стратулат, эксперт Управления ООН по правам человека: «Мы помогаем людям с ограниченными возможностями узнать информацию о правах человека и учим их, что надо делать, чтобы их права знали, соблюдали и защищали. В рамках программы «Поддержка прав человека на обоих берегах Днестра» мы уже провели ряд мероприятий, и в итоге в качестве пилотных населённых пунктов остановили свой выбор на Рыбнице и Дубоссарах. В этих районах подобные проекты, как правило, не реализуются, и там есть критическая масса людей, которые нуждаются в помощи, а также организации, готовые начать работу в данной области».
Медицинский, благотворительный и на основе прав человека - такие подходы к решению проблем людей с ограниченными возможностями выделили участники пресс-клуба. 
«Мы хотим изменить отношение общественности к людям с ограниченными возможностями с медицинского на социально-правовое. Когда мы строим реабилитационный центр, то принимаем во внимание только медицинское состояние человека. Это не совсем правильно. Мы понимаем, что ограничения вызваны каким-то медицинским состоянием, но ограничения для человека в обществе осложняются целым рядом факторов, которые не позволяют ему учиться, интегрироваться в обществе, получать достойный доход и работу. И наша цель - устранить эти факторы. По окончании работы, помимо внедрения различных услуг для людей с ограниченными возможностями, мы планируем предложить изменение нормативной базы, чтобы она соответствовала международным стандартам», - рассказывает Александр Стратулат.

Трудоустройство, психологическая и юридическая поддержка - такие приоритеты на данный момент поставили для себя эксперты из Управления ООН в области прав людей с ограниченными возможностями.
«Мы поняли, что самое главное для них сейчас - обрести самостоятельность. Юридическая поддержка очень важна в том смысле, что многие люди нуждаются в базовых документах, не знают, куда обратиться, на что имеют право. Психологическая поддержка тоже важна. Когда тебя лишают доступа к всеобщим благам, твоё состояние не самое лучшее, у тебя опускаются руки, не хочется ничего делать. А что касается трудоустройства, то, мы все знаем, как сейчас трудно устроиться на работу, особенно, если у человека какие-то ограничения», - делится соображениями Александр Стратулат.

Проблема получения образования также нашла живой отклик у участников дискуссии.
Директор Центра реабилитации и консультирования «ОСОРЦ» Людмила Бородина: «Мы столкнулись с тем, что в нашем центре в этом году рекордная цифра детей до 5 лет - это 18 ребят, которые не ходят в детский сад, их не принимают по характеру заболевания. За 17 лет существования нашего центра такого не случалось никогда. Это говорит о том, что ребят просто не включают в образовательный процесс. И второй момент - домашнее обучение я не воспринимаю как образование. Это изоляция. Я хочу заступиться за маленьких детей, которым ещё предстоит войти в современный мир. Поэтому образование я ставлю на первую ступеньку проблем людей с ограниченными возможностями. Понятно, что это не так легко, но с чего-то всегда нужно начинать - те же самые пандусы школах неужели тяжело поставить? Или адаптировать несколько классов для «тяжёлых» ребят. Это и будет началом инклюзивного образования. И третье - хотелось бы, чтобы наши СМИ не забывали о людях с ограниченными возможностями, потому что они полноправные члены общества».

Доступная среда - ещё одна больная тема для людей с ограниченными возможностями.

Светлана Григорьевна Ковальчук, мать Александра Ковальчука: «Думаю, что надо больше обращать внимания на проблемы людей с ограниченными возможностями. Саше 36 лет, 18 из них он не ходит. И у нас проблема в том, что нет пандусов. На данный момент мы справляемся сами или ребята помогают, но не всем же так повезло. Мы живём на 4-м этаже, нам нужен пандус в подъезде до лифта, а на улице муж сам сделал его. Сейчас Саша учится в университете и, конечно, хочет добиться, чтобы там были установлены пандусы. Он вообще активно старается помогать другим людям с ограниченными возможностями».

«Ничего для нас без нас» - такой лозунг выдвинули авторы Конвенции о правах людей с ограниченными возможностями. 

«Людям с ограниченными возможностями виднее, как решать ту или иную проблему. Поэтому, когда принимается какой-то закон или регламент, они принимают решение в этом процессе, дают консультации. Так и мы, составляя программу действий в Приднестровье, консультировались с людьми с ограниченными возможностями из Рыбницы, Дубоссар, Тирасполя, наладили сотрудничество с местными организациями и пришли к выводу, что будем развивать общинные услуги на местном уровне», - подчеркнул в своём докладе Андрей Ешану, консультант по правам человека Управления ООН.


От первого лица

Ксения Симинчук, директор программы по равенству и интеграции людей из уязвимых групп населения и координатор департамента по связям с общественностью Управления ООН по правам человека. О том, что может обидеть человека с ограниченными возможностями, девушка знает не понаслышке.
«"Обиженные судьбой", "привязанные к постели", "прикованные к инвалидному креслу" - это я сейчас цитирую прессу. Это неприемлемо. Если мы хотим менять менталитет - давайте писать по-другому. Я сама журналист и считаю, что надо задумываться не о сенсациях, а больше о просветительской деятельности СМИ. Именно мы можем сделать так, чтобы люди относились по-другому к тем или иным вещам. Стереотипы и предрассудки - то, с чем мы, люди с ограниченными возможностями, сталкиваемся на каждом шагу. В материалах мы видим две распространённые ошибки. Первая - когда из человека пытаются сделать супергероя, идеализировать его, вторая - когда пытаются выставить его в качестве жертвы. Стереотип - это то, что мы знаем, то, во что мы верим с детства. Стереотип рождает предрассудок. К примеру, если человек считает людей с психосоциальными ограниченными возможностями агрессивными, значит начинает опасаться их. А предрассудок ведёт к дискриминации, когда общество начинает избегать людей с ограниченными возможностями, создавая среду для изоляции. Роль СМИ - не допускать этого. Мы, как журналисты, можем разбивать стереотипы, и публикуя позитивные истории о людях с ограниченными возможностями, мы ставим акцент не на их ограниченных возможностях, а на том, что эти люди работают, учатся, добиваются успехов наравне со всеми», - высказывается Ксения Симинчук. 

Александр Ковальчук учится на кафедре журналистики ПГУ им. Т. Г. Шевченко и старается оказывать всяческую поддержку людям с ограниченными возможностями. 
«На мой взгляд, один из реальных путей решения проблем людей с ограниченными возможностями на данный момент - тот, что был сегодня озвучен - психологический. Можно хотя бы моральную поддержку оказывать таким людям, потому что почти все они сидят дома, никому не нужные, одинокие. Многих на колясках некому вынести или вывести, это просто брошенные люди. У нас на Балке есть девочка, ей 30 лет, и я ни разу не видел её на улице. Она всё время сидит дома, в окно смотрит. Думаю, что людей просто необходимо собирать вместе и объяснять, что они могут приносить пользу. У каждого свои таланты: кто-то массаж умеет делать, кто-то поёт, кто-то рисует, кто-то играет на гитаре, кто шьёт. Наверное, надо хотя бы больше говорить о проблемах людей с ограниченными возможностями. Когда мы на Балке собирали данные, то сами удивились тому факту, сколько людей с ограниченными возможностями живут среди нас, о них просто никто не знает, их почти никто не видит. И таких людей надо вовлекать в социум. Когда обо мне немного рассказали по телевизору, то мне стали писать люди и что-то предлагать, и я сам стал стараться что-то делать. А был период, когда я 8 лет дома сидел. Когда выбрался из четырёх стен, оказалось, многие люди с ограниченными возможностями живут такой же жизнью, как и всё общество. Проблема многих из них заключается в недостатке информации и в том, что они закрыты от общества», - рассказывает Александр Ковальчук. 

Александр Губогло учится на последнем курсе юридического факультета Приднестровского госуниверситета. Парень активно принимает участие в собраниях и конференциях, посвящённых лицам с ограниченными возможностями, планирует связать свою деятельность с защитой их прав.
«Необходимо через СМИ освещать жизнь людей с ограниченными возможностями, вплоть до того, чтобы заявлять о том, что они реально существуют. Могу привести свой пример, я поступил в университет, и люди, узнав об этом, впадали в ступор. «Как ты будешь читать юридические тексты, ты же не видишь?» - все задают мне этот вопрос. Я уже оскомину набил от ответов, что есть специальная программа для невидящих, которая озвучивает тексты, есть шрифт Брайля. Какое-то время я жил в студенческом общежитии, и сначала было явное непонимание с стороны сверстников: как ко мне подходить и как со мной общаться. Сегодня мы обсуждали несколько подходов к людям с ограниченными возможностями. Я лично в своей жизни вижу совокупность медицинского и благотворительного подходов. Как правило, окружающие пытаются проявить сочувствие, хотят помочь из жалости или других эмоций. А на мой взгляд, надо просто объяснять обществу, что есть такие люди, и они должны жить на равных. И надо мотивировать других людей с ограниченными возможностями, чтобы они достигали определённых целей. К примеру, кто-то посмотрит на Александра Ковальчука, который поступил в университет, и скажет себе: «Я тоже могу». Изоляция, которую создают для людей с ограниченными возможностями родные или само общество - это и есть проблема. Им приносят еду, питье, таблетки, садят их за компьютер, и они закрыты в собственных домах. Но существуют и вторичные психологические потребности, заключающиеся в общении, налаживании социальных связей, взаимодействии, этим же закрытым пространством они просто подавляются, и такие люди превращаются в потребителей. И это не есть правильно», - высказывает свою точку зрения Александр Губогло. 

Диана Дорошенко сегодня может похвастаться множеством заслуг и наград. Неслышащая девушка ведёт активный образ жизни. Она художник, мастер декоративно-прикладного искусства, участница различных выставок, дважды бронзовый призер чемпионате мира по шашкам.
«Я участвую в таком мероприятии в первый раз. Мне очень интересно, и я очень рада, что такие темы поднимают. Потому что очень мало материалов о людях с ограниченными возможностями, и общество не знает об их проблемах. А таких проблем очень много. Об этом не принято говорить, и, может быть, кому-то это кажется не очень красивым, но мы такие же люди, у нас такие же права. И мы хотим полноценно участвовать в жизни общества. Мы рады, что сегодня журналисты пришли освещать эту тему. На самом деле люди с ограниченными возможностями могут добиться больших успехов, но они немного нуждаются в помощи и доброжелательном отношении со стороны общества», - делится мыслями Диана.

 СПРАВКА 
 Общее число людей с ограниченными возможностями, постоянно проживающих в ПМР - 20 тыс. 966 человек, что составляет 4,4 % от общего числа населения республики. Среди них - 4 тыс. 203 человека получают социальные пенсии, и 16 тыс. 763 людям выплачивается пенсия по инвалидности.



Ирина Колойденко


0 (0 голосов)

Комментарии

Будьте первым комментатором!

Оставить комментарии

или зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Вопросы и ответы

Имеют ли пенсионеры в сельской местности льготы на подключение к газовой сети (проведение труб, установку приборов и т. п.)?

Делаете ли Вы прививки от гриппа?

Да
Нет