Дубоссары. Была война

Война - одно из самых страшных явлений на Земле. И тем она ужаснее, что творится руками человека. Нашему краю выпало на долю немало испытаний. Их до сих пор с содроганием вспоминают жители республики.

2 марта для Дубоссар - непростая дата. В этот день 25 лет назад начались полномасштабные боевые действия в городе. События того времени дубоссарцы хранят в памяти по сей день и именно эту дату считают началом войны в Приднестровье.

Как все начиналось, или Языковой вопрос
В конце 80-х годов прошлого века обострились националистические настроения в союзных республиках. Не обошли стороной они и Молдавию. Закон "О функционировании языков" стал камнем преткновения между русскоязычным населением республики и прорумынски настроенной властью. 
"Всё началось из-за языка, когда нас заставляли читать и писать на латинице. Я работал в объединенном узле связи, нам начали преподавать курсы из Кишинёва. А мы отказались от них, нам грозили увольнением. Часть руководителей перешла на сторону Народного фронта Молдовы, и люди бастовали, выбирали других директоров. Потом начались забастовки…" - вспоминает председатель дубоссарского Союза защитников Приднестровья Юрий Васильевич Шакуро.
"Чемодан! Вокзал! Россия!" - этот лозунг помнят многие жители нашего края. Часть населения Молдавии решила отстаивать своё право на родной язык. Впоследствии это и привело к созданию Приднестровской Молдавской Республики, а также к боевым действиям в Дубоссарах и Бендерах.

Памятные даты
Дубоссарцы выделяют и чтят несколько дат, которые предшествовали крупномасштабным боевым действиям в городе и его окрестностях. 
Первые жертвы вооружённого конфликта между горожанами и полицейскими Молдовы, бойцами ОПОН (отряды полиции особого назначения), а также волонтёрами случились 2 ноября 1990 года. 
"Был обычный рабочий день. Днём люди стали приезжать с той стороны Днестра и говорить, что наверху трассы скопление людей. Власти начали закрывать блоками дорогу на краю полтавского моста через Днестр, и где-то около полпятого мы узнали, что опоновцы спускаются к городу. Мы с друзьями сели в машину и поехали на пост ГАИ, куда стягивался народ. Когда мы ринулись к мосту, увидели, что он перекрыт блоками, чтобы техника не могла продвигаться. Опоновцы в рупор кричали: "Освободите дорогу, мы пришли наводить конституционный порядок!". А мы отвечали, что порядок не приходят наводить с оружием в руках, а если они сомневаются, пусть соберут делегацию, и мы покажем, что в городе всё тихо. Они были вооружены, завязалась потасовка. Кто что мог взял в руки, и все вместе мы пытались преградить путь. Я скинул одного с моста, дальше пошли удары по голове, и я потерял сознание. Очнулся в больнице. Услышал, что привезли Олега Гелетюка - парень 18 лет, ранение в сердце. Тяжело вспоминать. Прошло 27 лет, но как будто вчера было", - вспоминает руководитель дубоссарского Общества инвалидов локальных войн и вооружённых конфликтов Георгий Георгиевич Брагуца.
Позже произошло столкновение в районе Большой фонтан. В этот день погибли 3 человека и 16 были ранены.
Вторая дата, которую выделяют дубоссарцы, - 25 сентября 1991 года. Горожане оккупировали здание полиции. Обошлось без жертв, но многие люди были сильно избиты. 48 сотрудников полиции в тот день перешли под юрисдикцию ПМР.
Третья памятная дата - 13 декабря 1991 года. В результате очередного столкновения в районе Дубоссар погибли 3 человека - это жители Рыбницы, пришедшие на помощь горожанам, 17 человек взяли в плен.
Всё это время жители города чувствовали, как обострялась обстановка. 1 марта 1992 года опоновцами был смертельно ранен начальник РОВД Игорь Сипченко. На следующий день нападению подверглась военная часть 14-й армии в Кочиерах. Дубоссарцы поняли - войны не избежать. 
"Ещё до начала боевых действий мы находились на ключевых позициях, чтобы неожиданно к нам не прорвались. Они с той стороны выставляли посты, мы с этой держали на контроле Днестр. После начала стрельбы 1 марта я со своим другом прибыл к месту, где лежал Игорь Сипченко. Я пошёл искать полицаев по домам. 
В одном из подъездов задержал мужчину в плаще, в кармане у него был пистолет и граната. В обойме не было 4 патронов. 
У Игоря потом в теле их нашли", - вспоминает Юрий Шакуро.

Казаки на обороне Дубоссар
На помощь приднестровцам они стали прибывать в 1991-м. За три года до этого атаман Пантелей Сазонов основал в Дубоссарах казачество. В нём числилось около 800 человек. 2 марта 1992-го на штурм полиции вышло 26 казаков, потом их число вырастет до 250. Среди тех, кто штурмовал здание, был и Юрий Шакуро. Он возглавил казачество в апреле 1992 года. Юрий Васильевич принимал активное участие в обороне города, лично вынес с поля боя троих раненых казаков, участвовал в операции по обезвреживанию отряда "Бурундуки", взяв в плен одного из противников.
Сплотились все
Помимо казаков город защищают гвардейцы и ополченцы - это жители Дубоссар и всей республики, те, кто устремился на подмогу. Военным помогают по мере сил и мирные горожане. 
"Первый месяц мы стояли на позициях каждый день. Помню одного дедулю, который каждый день выходил к переднему окопу, нёс нам бидон чая. Потом ещё один мужчина чай приносил, один раз в ведро с чаем попала пуля. Директор местной школы вместе с женой каждый день в 6 утра приносили нам пирожки", - рассказывает Юрий Васильевич.

Жертвы войны
В результате боевых действий на территории Дубоссар и их окрестностей сложили головы 156 защитников города. В ходе обстрелов погибло 62 мирных жителя, из них 8 детей.
"С марта по июль Дубоссары находились под постоянным обстрелом. Только за апрель числится 44 без вести пропавших из одного микрорайона Коржево, и все они найдены изуродованными, искалеченными трупами, среди них некоторые наши защитники, дети, изнасилованные девочки. Самый большой урожай смерть собрала 20 мая - 22 погибших", - рассказывает председатель общественной организации "Дубоссарский союз женщин" Татьяна Николаевна Долишняя.

"Доброе утро, дубоссарцы!" 
Такими словами каждый день приветствовала горожан Татьяна Николаевна. Она сообщала информацию о том, что нового произошло за ночь. Тогда, в начале 90-х, площадь перед госадминистрацией стала местом, где постоянно находилось несколько тысяч человек, их число возрастало в разы во время пикетов и акций. Особую роль в них играла прекрасная половина Дубоссар. 
"Наши женщины пикетировали суд, узел связи, почту, налоговую инспекцию, больницу и другие предприятия, руководители которых симпатизировали молдавским властям. Мы требовали их освободить предприятие или переходить на нашу сторону", - повествует Татьяна Николаевна.
Голодовка в знак протеста
Первая политическая голодовка женщин в СССР проходила в Дубоссарах. Она была объявлена после событий 2 ноября 1990 года. Возглавила её директор местного хлебозавода Галина Марченко. В ней приняли участие около 70 женщин, и продолжалась она более 7 дней. Среди голодавших была мать с двухмесячным ребёнком - Пасечник Оксана. Ее муж - Юрий Пасечник - был одним из первых, кто вышел на защиту города. Была среди желающих выказать свою гражданскую позицию и 9-летняя девочка - Олеся Данилова, которая втайне от родителей пришла на площадь и присоединилась к голодающим.
Акция протеста вызвала большой резонанс в мире, дубоссарским женщинам удалось привлечь внимание к обстановке в нашем крае.

На хрупких плечах
В 1992 году на плечи жительниц Дубоссар легло много работы. Организация питания, сбор данных о количестве людей на постах, раненых, погибших, организация похорон, доставка еды, сигарет, газет, распространение информации о событиях в Дубоссарах, в том числе выезды за пределы ПМР. Наши женщины с фотографиями и рассказами побывали в городах Украины, России, Белоруссии. 
"В 1992-м наш штаб находился на территории госадминистрации. Когда начинались обстрелы города и нам удавалось дозваниваться до минобороны, мы говорили им: "Вот, слушайте, у нас стрельба". А они нам отвечали: "Что вы придумываете, у вас там мотоцикл, наверное, работает". Нам не верили!", - вспоминает Татьяна Долишняя. 
Принимали участие женщины Дубоссар и в знаменитом акте разоружения на площади. На фото тех лет видно, каким оружием поначалу обладали наши защитники - куски арматуры и труб, палки. А в конце акции разоружения, когда ведущая спросила, всё ли оружие сдано, в кучу решил добавить и свой железный пистолетик маленький мальчик.
"Мы трижды ходили на нашу воинскую часть пикетом. Наши ребята с палками и прутьями стояли против вооружённых людей и ничем не могли себя защитить. Мы всегда подчеркивали, что мы ни на кого не нападали, а защищали свою территорию. И когда мы видели, что наши безоружные ребята гибнут, шли к воинской части и требовали выдать оружие", - повествует Татьяна Николаевна. 

 
В осаде
Война в Дубоссарах длилась с марта по конец июля. Около 5 месяцев город находился в осаде и подвергался массированному обстрелу. Шальная пуля могла настигнуть человека по пути на работу, в школу, детский сад.
"В 5 вечера начинался обстрел и утром заканчивался. Мы боялись детей выпускать на улицу, у нас возле дома был садик, и в него снаряд попал. Я в связи работала, и у нас из окон всё видно было, как в ополчение приходили люди, как в Кочиерском направлении на БТР-ах уезжали на позиции, и мы всегда ждали их с содроганием сердца - вернутся или нет", - вспоминает жительница Дубоссар Светлана Георгиевна Кузнецова.

Защитники сегодня
Недавно президент ПМР издал указ, согласно которому 2 марта было признано официальной датой начала полномасштабных боевых действий в Приднестровье. 
"2 ноября 1990 года, 25 сентября и 13 декабря 1991 года, 2 марта 1992-го - это даты, которые, к сожалению, многими историками и политиками забыты на сегодняшний день. В СМИ подается информация, что война в ПМР началась 19 июня. На что дубоссарцы, матери и жёны погибших возмущались. Мы ходим на уроки патриотического воспитания, что мы можем сказать детям погибших в те дни? Если бы Дубоссары не отстояли, Приднестровья как такового не было бы. Когда забывают даты, обидно за тех ребят, которые тогда отдали свои жизни. Есть свидетельства многих очевидцев, документы. Когда про войну говорят и показывают только Бендеры, то дубоссарцы, рыбничане, тираспольчане и жители Григориополя, Слободзеи - все, кто кинулся нам на помощь, возмущены этим фактом", - делится Георгий Георгиевич Брагуца.
Увеличение количества защитников и участников боевых действий - ещё один вопрос, который волнует дубоссарцев.
Игорь Владимирович Королевский, представитель Союза казаков России и зарубежья: "Сейчас по всей республике числится порядка 19 тысяч участников боевых действий. Если бы тогда такая сила была, мы бы не только Дубоссары отстояли, но и Кишинёв взяли. Поэтому мы и требуем провести перерегистрацию, чтобы убрать всех лишних. Это самая главная проблема. Из-за неё размылилось само понятие защитника. Люди же знают, особенно в маленьких городах -  таких, как Дубоссары, кто был на войне, а кто не был, и когда видят, что кто-то незаслуженно получает удостоверение, то и к остальным относятся с недоверием. Я думаю, что по всей республике защитников реально наберётся от силы тысячи три. А сейчас ещё и предлагают объединить защитников и участников войны, это неправильно. Одно дело - выйти на площадь, и другое - взять автомат и пойти под пули". 

Их не вернуть, но помнить надо
Евгения Петровна Кралева: "Мой сын - Александр Евгеньевич Кралев, погиб в 26 лет. Прошёл Афганистан, когда у нас начались первые столкновения, ездил, прислушивался. Я очень переживала. 
В один "прекрасный" день он приходит и говорит: "Мама, я пойду, потому что мне стыдно". А на площади постоянно объявляли: "Афганцы, помогите!". Я наделась, ему не хватит автомата. Под "Телекомом" у нас раздавали оружие. А его ещё и назначили сотником 9-й сотни. Ребята молодые, необученные, а он-то войну видел. Так и оставался на позициях, ни дня, ни ночи дома не проводил. Я говорила: "Саша, останься на ночь". А он отвечал: "Мама, там такие молодые ребята, хоть бы не наделали глупостей". Приходил домой с ребятами, такой весёлый всегда был, с песнями, гитарой, танцами. Он рос без отца, и я даже не давала ему видеть, как курицу режу, чтобы не видел крови, не был жестоким. Саша был как девочка, и откуда у него такая смелость взялась? Уже потом мне ребята рассказывали, они были на крыше здания целую ночь, а когда стало рассветать, Саша сказал ждать его, никуда не ходить. И тут танк. Саша побежал в сторону штаба и говорит: "Там наших надо выручать!" Зная, что там бой, стрельба, взял ОСУ и побежал за танком. Ребята были все в засаде, по ним стреляли, и они не могли поднять головы. Увидев его, закричали: "Мы спасены!" Может, всё бы и обошлось. Но когда он хотел проверить, жив ли один из наших бойцов, кто-то кинул камнем, чтобы предупредить - будь осторожнее, и он оглянулся, и тут снайпер его "снял". В тот день было 13 погибших".
Людмила Николаевна Деуца: "Моя дочь - Светлана Георгиевна Деуца - умерла в 17 лет, жизнь такую короткую прожила. Она принимала участие ещё в событиях 2 ноября. Потом недолго училась на медсестру в Кишинёве. А в апреле 1992 года пошла в ополчение. Не знаю, кто её принял в таком возрасте. Приезжала, правда, на БТР-е с ребятами, оружием. В начале июля вроде бы и конец войне, она уже спецодежду свою постирала, и тут приехали за ней, чтобы на похороны отвезти в направлении Гармацкого. Из автобуса она вышла первая, и ей снайпер в грудь попал. А ночью она, не дождавшись операции, умерла".
Наталья Александровна Гарниш: "А у меня погиб муж - Анатолий Михайлович Гарниш. Он был в гвардии, его сильно ранило в живот. Я пришла к нему в больницу. Его оперировали, а он сам имел медицинское образование и говорил: "Главное, чтобы перитонит не начался". Его хотели санавиацией отправить в Москву. Только вывезли грузить, и он умер. Дочке 4 года, сыну 8 лет и мне 34 года, и я осталась одна. Мой сын всегда смотрит программу "Жди меня". Я у него спрашиваю: "Ты бы искал папу?" А он говорит: "Я бы его по всему свету искал". Муж так любил дочку, косички ей сам заплетал, я так не умела. Когда дочь поступила в университет, мы обе расплакались, и я говорю ей: "Представляешь, как бы папа радовался!" Сейчас внук родился, ему два года, а он на могилке говорит: "Дед". Что война эта сделала... А я каждый вечер думала, что нас не затронет, будет всё хорошо, никогда не верила, что Толя погибнет. У нас в Дубоссарах очень многих людей коснулась война. Мы это очень сильно прочувствовали. Тут все их фотографии. Вот Вадим Ренгелевич, только из армии пришёл человек, и недели не прошло, и уже могила. А вот Бондаренко, тоже неженатый, совсем молодые парни гибли".
Светлана Георгиевна Кузнецова: "У меня погиб муж - Геннадий Дмитриевич Кузнецов. 38 лет ему было. Он работал директором предприятия, которое снабжало город всем необходимым: продуктами питания, бензином, транспортом. Под юрисдикцию города не все организации переходили. А его одной из самых первых перешла. Его за это и преследовали. Он много сделал для города, бензин добывал, чтобы наши танки ходили. Его все любили, ценили, уважали. И вот у них было 6 июля совещание в госадминистрации. Их на выходе из здания и расстреляли. Тогда погибли 8 руководителей. То, что это наводка была, ясно всем. Обидно, что дети выросли без отца, уже внуки растут". 
Галина Васильевна Тимонова, председатель общества "Память" г. Дубоссары: "У нас общество печальное, и рассказывать - это рвать сердце и душу. Мы с этой болью постоянно живём, её прячем как можно глубже, потому что каждый день не будешь навязывать свою печаль и горе. Кто-то посочувствует, а кто-то и порадуется. Мой старший сын, Владимир Тимонов, пришёл из армии и устроился на работу. У меня 2 ноября было дежурство в Криулянах. И вот в телепередаче "Месаджер" объявляют, что в Дубоссарах начались беспорядки. И я вижу по телевизору, как бежит мой сын и кидает камнями в полицейских. Естественно, я поняла, что он там в первых рядах. Я не могу передать, что чувствовала в этот момент. Связь с городом прервалась, обрубили, чтобы люди не могли сообщить, что тут происходит. Что бы они с нами тут делали, если бы смогли взять город, неизвестно. 
Рано утром я оставила рабочее место и пошла домой. Выйдя из автобуса, увидела наших ребят, которые стояли на посту перед ГАИ, среди них был и мой средний сын, Саша. Александр Тимонов был в это время в армию призван в Белоруссии, а потом его перевели на Украину. Когда у нас начались все эти события, я умоляла его не приезжать сюда. И что вы думаете, он послушал? Он не стал присягать Украине, сказал, что уже один раз присягал - Советскому Союзу. Его должны были перевести в Россию, а он вместо этого вернулся домой. И мне говорит: "Как ты себе это  представляешь, что мой брат рискует жизнью, под угрозой жизнь нашей семьи, наша родина истекает кровью, а я прятаться где-то буду?" И он пошёл тоже в гвардию, всего месяц послужил и на боевом посту его застрелили. Я плакала, просила не ходить детей на войну и в то же время своими же руками шила им жилеты под патронташ, и снаряжала, и отправляла, потому что прекрасно понимала, когда сыновья говорили: "Если не мы, то кто? Это наша обязанность". 
Володя попал в больницу, остался инвалидом. Из прокуратуры приезжали следователи, толку никакого не было. Уже тогда сидели во власти предатели. В 1990-м нас могли признать одним решением, но тогда не хватило им ни ума, ни сердца. Владимир на костылях служил в гвардии, был одним из первых добровольцев. Тогда же было двоевластие в городе, и неизвестно было, как всё может сложиться. Не у каждого хватило мужества и смелости пойти в гвардию. Второй раз ранило Володю в апреле".
Ольга Антоновна Бортвина, мать Олега Гелетюка: "Война забрала самых лучших. Я сына собирала в армию, он учился в училище на тракториста. Обыкновенный ребёнок. Сказать, что он влезал в какие-то разборки или компании, не было такого. 2 ноября я работала на винзаводе, услышала выстрелы. Пришла к маме, она говорит: "Олег поехал с друзьями на Фонтан". Он взрослый, я не думала, что он куда-то полезет. Я взяла своих двоих детей и поехала домой. А там, на кругу слышны крики, голоса, звук машин. В субботу мама встревожилась, что от Олега нет вестей. Я поехала в милицию, потом в больницу и там его нашла уже убитым. 18 лет ему было"... 

 
О трагедии напомнила Ирина Колойденко

10.00 (1 голос)

Комментарии

Будьте первым комментатором!

Оставить комментарии

или зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Вопросы и ответы

Какие документы необходимы для получения биометрического загранпаспорта РФ?

Знаете ли Вы своего участкового милиционера?

Да
Нет
Мне не нужно его знать
Я сам участковый