Археологи. Путешественники во времени

Шесть специалистов на всё Приднестровье, и каждый на вес золота. Под стать тем открытиям, которые они совершают. Нынешний год для археологов Приднестровья юбилейный. В 2016-м исполняется 120 лет со времени первых раскопок на территории Тираспольского уезда и 25 лет с начала археологических исследований в ПМР.

О трудностях профессии, последних полевых работах и проблемах археологии "Каравану" поведал ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории "Археология" ПГУ им. Т. Г. Шевченко Виталий Степанович Синика.
Справка
Виталий Степанович Синика родился в Дубоссарах в 1980 г. В 2003-м окончил ПГУ по специальности "История". 
С 2000 года работает в госуниверситете. Ныне занимает должность ведущего научного сотрудника НИЛ "Археология". Кандидат исторических наук. Разработал и преподаёт курсы "Археология" и "Археология Северного Причерноморья". Автор 6-ти монографий и 55 научных статей. Член редколлегии международного археологического журнала Stratum plus. Женат, воспитывает двоих детей.

О личном
- Виталий Степанович, расскажите, как Вы заинтересовались археологией?
- На 1-м курсе я попал на студенческую практику, и по окончании её понял, что археология мне интересна. Нашу группу отправили работать над скифским погребением. Это была яма глубиной более 5-ти метров, в одной из её стен был устроен дромос - соединительный коридор. В погребальной камере мы обнаружили женское захоронение, которое оказалось нетронутым грабителями. Там лежали бронзовые и железные предметы, керамические сосуды, в общем, масса интересных находок, и, конечно, это произвело впечатление. Вещи, среди которых были и высокохудожественные, степень их сохранности - это поражает воображение любого человека.
- Получается, археология не была Вашей мечтой? Кем же Вы хотели стать в детстве?
- Интернета тогда не было, и мы читали романы Жюля Верна, Луи Буссенара, Майна Рида, Джеймса Оливера Кервуда. И я мечтал быть путешественником.
- Теперь Вы путешествуете во времени…
- Можно и так сказать.
- Есть ли у Вас какой-то пример в жизни, на который Вы могли бы равняться?
- Кумиров у меня нет. Одно дело - почитание Ленина, Конфуция или, к примеру, Льва Толстого. Для нас это исторические персоны. Другое дело - почтительное отношение к тем людям, которых мы знаем лично. Есть человек, которого я уважаю как личность и как специалиста. Это заведующий нашей лаборатории - Николай Петрович Тельнов, который с 1972 года в археологии.

И опасна, и трудна
- Какова главная цель археологии?
- Цель археологии - изучение древнейшего прошлого определённого региона. То, что мы знаем по письменным документам об истории нашего края, относится к концу XVIII века, когда эта территория была включена в состав Российской империи. Я имею в виду левобережную часть Днестра. А человек здесь появился миллион лет назад. Представьте, лишь последние 200 с небольшим лет - это письменная история нашего края, а всё остальное изучает только археология. Мы можем себе представить, какие люди здесь жили, на каких языках говорили и как складывались народности, которые в итоге стали славянами, русскими, украинцами, белорусами, молдаванами. Без археологии способа почерпнуть эти сведения не существует.
- Какими знаниями и навыками должен обладать археолог?
- Каждый археолог - историк, но не каждый историк - археолог. Археолог - это не просто человек, который прочитал 2, 30 или 300 книжек. У него должна быть глубочайшая теоретическая и практическая подготовка. Под первым я имею в виду общеисторические знания, при этом ему необходимо разбираться в массе других дисциплин: географии, почвоведении, археозоологии, палеоэтноботанике, строении человеческого скелета и так далее. Археологи - это не только те, кто сидит в кабинете и разбирает какие-то косточки. Чтобы что-то изучить, надо это сначала раскопать, а для этого необходимо знать: а) как выбрать место, б) какую конкретно методику использовать на данном участке, и - в) грамотно провести раскопки. В итоге мы получаем археологические источники - это какие-то, условно говоря, черепки, оружие, украшения и прочие предметы. После того как мы эти вещи извлекли и зафиксировали информацию, привозим их в лабораторию, обрабатываем, описываем, фотографируем. И тогда начинается аналитический этап работы: мы должно понять, что мы нашли, к какому времени, народу, эпохе, культуре принадлежат эти предметы, то есть перевести археологический источник в разряд исторического. Чтобы дети, взяв учебник истории, могли прочитать, что в такую-то эпоху здесь жили такие-то люди, говорили примерно на таких языках и так далее. Это сложнейший труд, и если человеку не хватает теоретической подготовки, он не сможет осуществить практическую, и наоборот. Поэтому археологов никогда не было много. Эта работа не является высокооплачиваемой, здесь трудятся специалисты, для которых профессия - неотъемлемая часть жизни.
 
Кстати
В фондах археологического музея при ПГУ им. Т. Г. Шевченко хранятся десятки тысяч предметов. Имеются среди экспонатов и уникальные, подобных не встретишь ни в одном музее или коллекции мира. Среди них бронзовый светильник с ручкой в виде морского змея (III век до н. э.), литик из стекла с изображением коленопреклонённого мужчины со свитками (IV век до н. э.), кельтские монеты - подражания македонской тетрадрахме (II век до н. э.) и прочие.
 
- Можете озвучить главный стереотип о Вашей профессии.
- До своей первой практики я полагал, что археология - это поиски золота. И это представление основной массы людей. Иначе никакого логического объяснения нахождения на жаре и ковыряния в грязи у них нет.
- Чем опасна профессия археолога?
- В полевых условиях человек может получить тепловой и солнечный удар. Когда он копает под землёй, где работы ведутся вручную, существует угроза обрушения грунта. Это и физическая перегрузка. Работа нелёгкая, кто не видел, как проходят раскопки в поле, тот думает, что археолог играет на гитаре, выпивает и слушает кузнечиков, а когда ему становится скучно, он выкапывает кусок золота. Это совсем не так.
- Профессию археолога нередко связывают с какими-то необъяснимыми явлениями, полтергейстами, проклятиями, сталкивались ли Вы с подобным?
- В прошлом году мы работали в поле, расчистили одно захоронение, и пошёл такой сильный дождь, что нам пришлось вычерпывать воду, чтобы зафиксировать погребение. Но это, скорее, случайность, нежели некие неизвестные силы. А в целом, я не верю ни в какие странные случаи, видения и прочие необъяснимые явления. Совпадения, обстоятельства бывают, но ничего более.
 
К слову
Приднестровье - уникальный край, где сосредоточено множество памятников археологии, разнообразных в хронологическом и культурном отношении. Более 90 % наших памятников составляют объекты археологии - всего их около 12 тыс. Приднестровские археологи сотрудничают с научными центрами и специалистами из разных стран, как ближнего, так и дальнего зарубежья.
 
Наше памятное богатство
- Какие Вы можете назвать редкие и интересные находки, которые были обнаружены на территории нынешнего Приднестровья?
- В 1981 г. возле Дубоссар была найдена золотая гривна (V-IV вв. до н. э.) - высокохудожественное шейное украшение из золота, самое крупное в Молдавии. В 1988-м обнаружено женское непотревоженное захоронение скифянки той же эпохи около с. Никольское, среди предметов примечательны бронзовые навершия, которые, скорее всего, украшали шесты от пово­зок. Это очень редкая находка. В 1969 г. в районе с. Чобручи была найдена каменная антропоморфная стела с изображением воина. Этой находке около 4,5 тыс. лет. 
В 1990 г. были исследованы сарматские погребения у с. Мокра, там найдены разные украшения: золотые, костяные, бронзовые, керамические, - датированные II веком н. э. С 1995 по 2012 гг. мы исследовали скифский могильник III-II веков до н.э. у с. Глиное. Это уникальный памятник, новая страница истории восточно-европейских степей. Все эти открытия были сделаны руками наших археологов.
- Что интересного было найдено на полевой практике в этом году?
- Мы исследовали около 40 погребений от эпохи ранней бронзы до эпохи железного века. Были обнаружены абсолютно разные предметы и находки. Это катакомбник с булавой и трепанацией черепа возрастом в 4 тыс. лет. Скифские захоронения IV века до н. э., где были найдены интересные предметы, среди которых оружие, бронзовая фибула (аксессуар для скрепления одежды), костяной гребень и многое другое. Были интересные материалы в погребениях эпохи ранней бронзы, а также бабинской культурно-исторической общности. В целом, в этом году была сделана масса интересных находок, мы узнали много нового, получили большой объём информации.

Сохранить нельзя разрушить
- Какие проблемы археологии в Приднестровье Вы можете выделить?
- У нас существует прекрасное законодательство, которое регламентирует, какие памятники археологии у нас имеются, как и кем они охраняются, почему их нельзя разрушать, и что делать, чтобы их сохранить. С 2008-2009 годов, когда появилась законодательная база, и по сей день никто из чиновников законы не соблюдает. В итоге наши памятники археологии ежегодно сотнями уничтожаются. Вторая проблема - археологам никто, кроме университета, не помогает. Финансирование экспедиций отсутствует с 2004 года. Раскопки сосредоточены на проведении студенческой практики - это часть учебного процесса, на который выделяются бюджетные средства. Все экспедиции спасательные, мы выкапываем курганы или памятники, которые разрушены полностью или практически полностью.

Между прочим
На протяжении четверти века приднестровские археологи ведут научно-исследовательскую деятельность. За 25 лет ими были исследованы сотни памятников и сотни захоронений. Только в районе Глиного на одном могильнике за 18 лет изучено 115 курганов. А самые древние находки были обнаружены возле Дубоссар на стоянке Байраки 5 лет назад. Это каменные орудия древнейшего человека, им около одного млн лет.
 
- Каким образом разрушаются объекты археологии?
- Самый большой ущерб наносит деятельность человека - это сельхозработы, строительство, прокладка коммуникаций. Памятники находятся под охраной, и прежде чем что-то делать с землёй, необходимо провести процедуру историко-культурной экспертизы. Если специалисты на этой территории что-то обнаружат, то человек должен будет либо предоставить средства на исследования, либо соблюдать охранную зону. Так эта система работает в других странах. А у нас люди сравнивают памятники археологии с землёй. Процесс охраны памятников саботируется тотально. Главы госадминистраций этому потворствуют. Получается, что в нашей республике, и это моё личное впечатление, - заботой о памятниках археологии озадачены только сами археологи. Если у государства нет средств, чтобы финансировать экспедиции и научно-исследовательские проекты в области археологии, оно должно просто выполнять свои функции - охранять памятники до тех пор, пока не появятся деньги на их исследования.
- Есть ли у нас так называемые чёрные археологи?
- Археологом может быть только специалист с профильным образованием, который работает по своей профессии. А это банальные грабители, которые думают, что если они купили металлодетектор и нашли какую-то вещь, стали от этого археологами. Их надо наказывать, между тем, на данный момент, ни одного прецедента не было, хотя есть санкции. В советское время человек, который нашёл клад, обращался в правоохранительные органы и музей. Сейчас, если он обнаружил что-то, он пытается втихаря продать предмет ювелиру или на чёрном рынке. Крайне редки ситуации, когда люди приносят находки в музей. Чёрный рынок археологических предметов существует и в Приднестровье, а особенно он развит в Одессе и Кишинёве. Находки делают каждый день, но далеко не о каждой мы узнаём. 
Беседовала Ирина Колойденко

0 (0 голосов)

Комментарии

Будьте первым комментатором!

Оставить комментарии

или зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Вопросы и ответы

Можно ли венчаться католику и православному?
 

Делаете ли Вы по утрам зарядку?

Делаете ли Вы по утрам зарядку?

Да
Нет
Иногда