Во глубине днестровских шахт

Здесь не бывает солнечных дней, а вместо луны - редкий электрический свет. Глубина - от 50 до 70 метров, влажность - 99,6 %, температура воздуха - 16,60 оС. Мобильная связь напрочь отсутствует. Сегодня наш журналист отправляется в необычное путешествие к недрам земли. Так глубоко «Караван» ещё не забирался.


28 августа - в последнее воскресенье летнего месяца - свой профессиональный праздник отметили шахтёры. Шахтами по добыче стенового камня Приднестровье не обижено, только действующих среди них осталось всего две, обе находятся в районе Григориополя. Провести экскурсию под землёй и посвятить читателей «Каравана» в тонкости горнодобывающей профессии согласился директор Григориопольской шахты Вячеслав Иванович Койка, начавший свою трудовую деятельность в далёком 1974 году.
 
Работёнка не из лёгких
На часах 9 утра, а рабочий процесс под землёй в самом разгаре. Подниматься чуть свет, чтобы погрузиться во тьму - таков удел представителей теперь уже редкой для Приднестровья профессии.
До забоя - так горняки называют место добычи камня - более 3-х км под землёй. Это расстояние рабочие преодолевают на транспорте. Вот и мы передвигаемся на автомобиле. Бродить на своих двоих по штольне не только нецелесообразно, но и небезопасно - существует реальная опасность заблудиться.
«Рабочий день начинается в половине восьмого и длится 7 часов. Горняки получают наряд и инструкции на выполнение работ, фонари, а также жетон, который в конце смены нужно будет сдать. Таким образом контролируется нахождение людей в шахте. По приезде на рабочее место необходимо убедиться в его безопасности, для этого шахтёры простукивают кровлю. Если нет бунения - это процесс отслаивания породы, - можно приступать к работе. Пустота определяется по звуку - слышен звон - значит, всё в порядке, если же звук глухой, как в бочке, придётся устанавливать временное крепление», - рассказывает Вячеслав Иванович. 
Никто никогда не измерял протяжённость горных выработок в григориопольской шахте. По словам руководителя, она составляет не одну сотню километров. Таким образом, бродить по штольням можно до бесконечности.
 
Это вам не шутки…
К вопросу обеспечения безопасности горняки подходят со всей ответственностью. Не просто так горное ремесло считается одним из самых опасных. Сдержать сотни тонн налегающих пород от обрушения - дело не из самых лёгких и дешёвых. От расчётов инженеров зависит жизнь и здоровье рабочих. Есть ещё подача воздуха и борьба с подземными водами.
«Вентиляцию обеспечивают два мощных вентилятора диаметром рабочих колес в 2.5 м. Производительность каждого - 2800 м3 в минуту. Следующая проблема - водоотлив. Для того чтобы уровень воды в шахте не поднимался, оборудуются зумпфы - углубления в горной выработке, куда стекают грунтовые воды. А затем вода насосами откачивается на поверхность. Естественно, актуальны вопросы поддержания кровли. Это анкерная крепь. Возводится она следующим образом: пробуривается отверстие диаметром 42 мм на глубину 1.6 м, шпуры заполняются бетоном, потом туда вгоняется арматура. Каждая штанга способна выдержать на разрыв 5 тонн. Так и получается своеобразная балка, которая рассчитана на долгое время», - поясняет директор шахты. 
 
Под тоннами земли есть город молодой
Григориопольской шахте в этом году исполняется 70 лет. По словам Вячеслава Ивановича, запасов известняка в ней хватит ещё как минимум на 100-150 лет. 
Перекрёстки, улицы и переулки - это настоящий подземный город, в котором царит неповторимая атмосфера. Когда сюда заезжаешь, дух захватывает от резкого перехода из дня в ночь. Да и та не типична для поверхности. Таких беззвёздных и безлунных ночей не бывает на Земле. А ещё здесь очень тихо - не слышно щебета птиц, шума листвы и стрёкота кузнечиков. Но отсутствие жизни лишь кажущееся. Уже через 1.5 км нас ослепляет электрический свет.
«Здесь расположены бульдозерный и карный цеха, слесарка и раздевалки - всё максимально приближено к рабочим забоям», - показывает подземное хозяйство Вячеслав Иванович.
От осознания количества тонн земли над головой - адреналин щекочет нервы. И неспроста, труд горняков не только тяжёл, но и очень опасен и даже вреден для здоровья. Стаж здесь рассчитывается по льготному списку № 1, и на пенсию можно выйти уже в 50 лет.
Мы продолжаем движение к рабочему забою, по пути встречаем трактор, который вывозит на поверхность напиленный камень. По бокам от дороги рассматриваем огромные залежи мелузы. Это отходы камнепиления. Из мелузы изготавливают строительные смеси, её добавляют в корм животным, используют в качестве удобрения.
«Из-за ограниченности в размерах штолен крупная техника сюда не заходит. Потому и на открытых горных работах производительность труда в 6-10 раз выше, чем под землёй. Что касается мелузы, то её надо дополнительно перерабатывать, но сегодня это экономически не выгодно. Раньше мы отправляли её в Белоруссию, где она применялась для раскисления почвы. Сейчас границы и транспортные расходы не позволяют это делать. Поэтому основная часть мелузы остаётся под землёй - складируется в старых отработанных выработках. Вывозится только та её часть, которая мешает технологическому процессу», - рассказывает Вячеслав Иванович.
 
На производстве
Следующая остановка по требованию - забой. Это участок работы камнерезной бригады Анатолия Борисовича Сапожника. Наконец, мы можем взглянуть непосредственно на добычу камня. Шум здесь стоит немалый, а ещё тут очень плохая видимость из-за пыли, которая оседает на волосах, одежде, забивается в нос.
Гигантские фрезы, оборудованные резцами из твёрдого сплава, горизонтально, а затем вертикально буквально вгрызаются в камень на глубину 45 см. Это единственная механизированная часть работы в забое. Остальное - ручной труд, он, кстати, на шахте составляет около 80 %.
«Это камнерезная машина Демьянова. Последние две машины с завода мы получили в 1992 году. Ничего лучше с тех пор не придумали. Она широкая, а есть ещё экспериментальные - узкие машины. Из всей специализированной техники уже ничего не производится. Поэтому стараемся беречь то, что осталось. А этот агрегат называется средством малой механизации», - указывает на тачку Вячеслав Иванович.
«Бери побольше, кидай подальше, отдыхай, пока летит - таков наш девиз», - смеются выборщики-укладчики. Они сортируют выпиленный камень, раскладывают в штабеля и на специальные поддоны. Это уже готовая продукция. В таком виде она погрузчиком грузится на автотранспорт и вывозится на поверхность. Отходы камнепиления - мелузу - также надо перевозить вручную примерно на 50 метров от груди забоя, чтобы не мешала производственному процессу. Всего за смену рабочий переносит от 10 до 15 тонн груза. Что касается выработки, то раньше месячный план составлял 168 кубов камня, но, учитывая преклонный возраст машин, его ограничили 150 м3.
«Расположение выработок только на первый взгляд запутанно и хаотично. Их направление строго соответствует Плану развития горных работ. Чтобы определить направление выработки, существует маркшейдерская служба. Это как штурман, только по подземным выработкам. Маршрут привязан к геодезическим точкам и постоянно контролируется», - поясняет директор шахты.
Следующий пункт нашего маршрута - рабочий забой, где трудится камнерезная бригада Грозы Андрея Фёдоровича. Здесь мы видим, как работает узкая камнерезная машина, разработанная лабораторией проектного института Молдниистромпроект МССР.
Всего таких рабочих забоев сегодня на Григориопольской шахте 7. В каждой бригаде по три человека: один машинист и два выборщика-укладчика. В 2009-2010 годах здесь на добыче работало 23 камнерезные машины и трудилось 23 бригады, т. е. в три раза больше. Причины сокращения объёма производства - отдельный разговор и больная мозоль директора и коллектива Григориопольской шахты. (Материал об этом читайте в следующих номерах).
 
Родом из мелового периода
Котелец - экологически чистый стройматериал. Прочность его составляет 35 кг на см2, объёмный вес - 1,6 кг на м3. Водопоглощение - около 18 %. Морозостойкость - 12 циклов. А состав - чистый известняк.
Откуда же он появился в недрах Земли? В далёком прошлом на месте нашего региона плескалось древнее море. Известняк - это, по сути, меловые породы и ракушка - наше морское наследие. Возраст его составляет не один миллион лет.
Ещё один привет из прошлого, но уже не столь древнего - старые выработки. На некоторых из которых тренируются альпинисты.
«До 1953 года практически всё здесь делалось вручную. Глубина выработок от устьевой части составляла 30-40 метров. Камень вывозили на конной тяге. Тяжело было поддерживать приемлемые условия работы, особенную проблему составляла вентиляция. Отверстия в камне забуривались с помощью сверла, потом ножовкой пилили блоками, выламывали, вывозили на поверхность и распиливали по размерам. Строительство Дубоссарской ГЭС позволило механизировать добычу стенового камня и увеличить объёмы производства в десятки раз», - рассказывает Вячеслав Иванович.
 
Все профессии нужны, все профессии важны…
Как бы ни стало легче от применения камнерезных машин, шахтёрский труд был и остаётся очень тяжёлым. О своей профессии расскажут сами горняки.
Анатолий Борисович Сапожник, машинист камнерезной машины: «На шахте работаю 14 лет. Когда пришёл, это было платёжеспособное предприятие, вся молодёжь, в основном, трудилась здесь. Начинал, как и все - с лопаты и тачки - выборщиком-укладчиком. Затем обучился и перешёл на машину. Вот и пустил тут корни. Да и куда ещё сегодня можно податься после сорока лет? Другого будущего для себя и не вижу. Я считаю, эта профессия достойна мужчины, тяжёлый труд не каждому под силу. Хочу поздравить всех шахтёров, кто трудился и продолжает работать в данный момент, с профессиональным праздником, пожелать здоровья, мира над головой и успехов во всём».
Вячеслав Андреевич Нереуца, работает выборщиком-укладчиком на протяжении 20 лет: «Прийти сюда жизнь заставила. Где у нас ещё можно устроиться? Только в шахте. Работа нелёгкая. Сами видите, куда мелузу приходится таскать - на расстояние в 50 метров. Переносили много за эти годы. И Парканы, и Тирасполь, и Григориополь можно было заново полностью построить с такими объёмами. Профессия, безусловно, нужная. Люди строятся, и если не мы, то кто будет котелец добывать. Работа хорошая, только бы ещё полную рабочую неделю восстановили. Своим коллегам желаю счастья, здоровья и денег».
 
Справка «Каравана»  
ГУП «Григориопольская шахта» - горное предприятие. Была открыта в 1946 году. Специализируется на добыче стенового камня подземным способом. Проектная мощность - 80 тыс. м3 стенового камня в год. В настоящее время на шахте работает 78 человек. Объём добычи за прошлый год - 5741 м3. 

Андрей Фёдорович Гроза, машинист камнерезной машины: «Я работаю с 1993 года. Устроился после армии. Это у нас, можно сказать, семейное дело - папа отработал 26 лет здесь же. Труд тяжёлый. Сначала страшновато, с годами привыкаешь. Я думаю, что работа нужная - люди строятся, обустраивают быт. Самое главное пожелание коллегам - здоровье, остальное приложится».
Алексей Григорьевич Золотарёв, трудится на шахте с 1978 года: «Сначала был выборщиком-укладчиком, потом машинистом, сейчас на пенсии, работаю на охране поста № 3. Профессия горняка сопряжена с тяжёлыми условиями. Здесь механизации практически нет, почти всё вручную. В советское время перспективы были большие. Ускоренный стаж, на пенсию пораньше можно было выйти, зарплаты хорошие, было уважение и почёт. А сейчас не дают толком работать. Поздравляю с Днём шахтёра, желаю здоровья, счастья, семейного благополучия, и чтобы шахта процветала». 
Вячеслав Иванович Койка: «Всех коллег, работников и ветеранов шахты поздравляю с профессиональным праздником! Желаю здоровья, мира, удачи и семейного благополучия!»
* * *
Наша экскурсия к недрам земли подошла к своему завершению. Пора и на свет выбираться. На поверхности нас встречает яркое солнце и площадка погрузки готовой продукции. Совсем скоро свеженапиленный стеновой камень (котелец) отправится на рынок Приднестровья, и из него возведут не одно тёплое, уютное и экологически безопасное строение.
На глубину спускалась Ирина Колойденко

0 (0 голосов)

Комментарии

Будьте первым комментатором!

Оставить комментарии

или зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Вопросы и ответы

Греховно ли проводить время в социальных сетях?

1 апреля

Разыгрываете ли Вы своих друзей на 1 апреля?

Да
Нет
У меня нет друзей